Чем отличается вокзал в Киеве от Киевского вокзала в Москве? Смотрим.
|
|
Давно моё путешествие включало в себя поездку на поезде Киев — Москва.
Если на Киевском вокзале в Москве я бывала не раз, то на вокзале в Киеве мне довелось побывать один раз и то ночью.
Сегодня мы сравним вокзалы двух столиц: Открытие вокзала. Первый поезд. Новое здание вокзала. Название. Реконструкция. Залы вокзала. Вокзальная площадь.
Открытие вокзала.
В Киеве вокзал впервые был открыт в 1869 году.
В Москве на месте нынешнего здания стоял Брянский вокзал. Небольшое скромное здание, построенное в 1899 году.
Первый поезд.
В Киеве 23 августа (по старому стилю) 1868 года в 5 часов пополудни к строившемуся вокзалу, под звуки музыки и крики «ура» подошел рабочий поезд Киево-Балтийской железной дороги.
В Москве 1 августа 1899 года с вокзала в Брянск отправился первый почтово-пассажирский состав. Здание было празднично украшено и на торжестве присутствовали многие почетные лица.
Новое здание вокзала.
В Киеве строительство вокзала началось в 1927 году. Новый проект вокзала разрабатывался на закрытой конкурсной основе. Для участия в нем пригласили только 9 ведущих архитекторов Украины — пятерых из Киева и четырех из Харькова.
В Москве новый вокзал решили строить в 1912 — в год столетия Бородинской битвы.
Изюминкой должен был стать дебаркадер, проще говоря, крытый перрон. Над арочным перекрытием трудился знаменитый инженер Шухов. Таких в Москве всего три: в музее имени Пушкина, в ГУМе и здесь.
Название.
Киев-Пассажирский — главная пассажирская железнодорожная станция Киева.
Киевский вокзал — пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская-Киевская, один из 10 железнодорожных вокзалов Москвы. До 1934 года вокзал носил название Брянский.
Реконструкция.
В Киеве в 2001 году при проведении реконструкция с главного вестибюля Центрального вокзала убрали статую Ленина и советскую символику.
В рекордные сроки (за 6 месяцев) был построен Южный вокзал, который соединен с Центральным вокзалом проходящим над путями пешеходным переходом (конкорсом).
В Москве в 1997 году, во время проведения ремонтных работ, главному фасаду вокзала был возвращен его первоначальный вид. Восстановили мозаики работы Бориса Ланге — Георгий Победоносец и Михаил-Архангел (символы Москвы и Киева), которые с 1925 года были закрыты монументальными гербами Советского Союза.
Рядом находятся скульптуры, изображающие четыре способа перемещения в пространстве: по воздуху, суше, воде и под землей. Вернуть им первозданный вид позволили исторические фотографии и найденные фрагменты.
В башне до сих пор сохраняются часы, установленные при постройке вокзала. Они механические, то есть их гигантские стрелки нужно переводить вручную. Таких в Москве всего двое: на Спасской башне Кремля и здесь, на Киевском вокзале.
Залы вокзала.
Жители Киева шутят:
Если в главном вестибюле вокзала поднять голову, можно увидеть все достопримечательности Киева и смело возвращаться домой, сказав, что в столице ты уже побывал.
В верхней части вестибюля расположены полотна, обрамленные лепниной: Мариинский дворец, Ворота Заборовского, Художественный музей, Оперный театр.
Посмотрим, как выглядят залы на московском вокзале. Этот для пассажиров, которые могли себе позволить купить билеты 1 или 2 классов.
На потолке старинное, выполненное еще до революции, панно. На нем помимо узоров изображены числа «1914» и «1916», а также буквенное сочетание: «МКВ». Числа обозначают даты начала и окончания строительства вокзала, но здание не успели сдать к первоначально намеченному сроку, оно было открыто для пассажиров лишь в 1918-м. А вот аббревиатура «МКВ» означает Общество Московско-Киевско-Воронежской железной дороги.
Это большой зал, который расположен между входами для пассажиров разных классов. Тут изначально было багажное отделение.
Площади залов для пассажиров 3 и 4 классов больше, но украшены не менее красиво. В архитектурном решении здания, в росписях залов и скульптурах подчеркнута связь с войной 1812 года.
При реконструировали был открыт такой вот интересный артефакт — краны с холодной и горячей водой.
Вокзальная площадь.
В Киеве в 2011 году на станции был открыт музей исторического подвижного состава.
В одном здании с Пригородным вокзалом расположена станция метро «Вокзальная».
В Москве в 1930-х годах возвели наземный павильон станции метро «Киевская», чтобы позже выстроить вокруг Киевский универмаг и вписать станцию в здание. Павильон снесли в 1972 году.
Универмаг тут появился, но гораздо позже.
7 подтем и 7 отличий. В Москве 10 вокзалов, в двух случаях названия созвучны со столицами других государств. Думаю, тему рано закрывать, это скорее начало серии. Если вам интересно, конечно?!).
Лично мне доставляет удовольствие изучать архитектуру вокзалов, она очень многое может рассказать о городе и его жителях. Как говорила Коко Шанель: «У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление». Согласны?