Турист Лариса Чепенко (Larisa_Chepenko)
Лариса Чепенко
была 5 мая 12:32

Когда «руки из того места», или работы вышивальщиц для русской церкви в Оружейной палате.

6

Здравствуйте друзья!

Коллекция тканей и одежд в Оружейной палате — ценность мирового значения.

Многие экспонаты связаны с какими-либо историческими событиями или известными деятелями своего времени.
В музее Кремля хранится саккос первого московского митрополита Петра, известного тем, что он перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву.

Когда «руки из того места», или работы вышивальщиц для русской церкви в Оружейной палате.
фото из открытых источников

«Саккос» означает «власяница», т. е. простая, скромная одежда. Это название сохранялось за церковными одеждами в 16–17 веков несмотря на то, что в это время они богато украшались жемчугом и драгоценными камнями.

Саккос сшит в 1322 году из светло-синего атласа, затканного золотыми полосами с крестами в кругах. Это самое древнее облачение в коллекции Оружейной палаты.

Яркие, сверкающие золотом парадные церковные одежды усиливали торжественную зрелищность праздничных служб.
Богатством тканей и разнообразием оформления отличаются все облачения патриарха Никона (1652–1658).

Когда «руки из того места», или работы вышивальщиц для русской церкви в Оружейной палате.
фото из открытых источников


Патриарх Никон был богатейшим человеком своего времени.
Он имел многочисленные одеяния, с которыми по богатству и великолепию могли соперничать только царские одежды, а ведь многие из них выполнялись по специальным указам царя.

Когда «руки из того места», или работы вышивальщиц для русской церкви в Оружейной палате.
Оружейная палата. фото автора


Интересное! Украшения, нашитые на саккос Никона, были перенесены с саккоса, заказанного Иваном IV в. 1583 году в память убитого сына — царевича Ивана. Об этом рассказывает летопись, вышитая жемчугом на вороте.

Когда «руки из того места», или работы вышивальщиц для русской церкви в Оружейной палате.
фото из открытых источников
  • А Вы знали, что Иван Грозный делал в монастыри и соборы большие вклады после смерти сына? Суммы были значительные и превышали сумму вкладов всех Романовых до второй четверти 17 века.

Саккос Никона, украшенный лицевым, «сюжетным» шитьем, можно разглядывать как картину.

Когда «руки из того места», или работы вышивальщиц для русской церкви в Оружейной палате.
Оружейная палата. фото автора


Эти работы выполнялись в лучших вышивальных «светлицах», находившихся при великокняжеском и царском дворе, в монастырях, в домах бояр и богатых купцов.

Когда «руки из того места», или работы вышивальщиц для русской церкви в Оружейной палате.


Мастерицы умело подбирали мелкий и крупный жемчуг, искусно сочетая его с драгоценными камнями.

В 18 веке в орнаменте шитья появляются изображения корон и монограмм.

Жемчуг применяется значительно меньше, тем не менее, отдельные вещи выполнялись с большим вкусом и мастерством.
Жемчужный узор на бархатной фелони, вложенной Екатериной II в. Троице-Сергиеву лавру, состоит из перекрещивающихся ветвей, внутри которых помещены жемчужные цветки и вензель императрицы.

Когда «руки из того места», или работы вышивальщиц для русской церкви в Оружейной палате.
Оружейная палата. фото автора


Дарья Лихновская, петербургская мастерица, выполняла эту работу в течение 2 лет, где нашито более 150 000 жемчужин.

Техника низанья жемчуга довольно сложна.

  • В 11–13 веках жемчуг нашивали отдельными зернами.
    В 15 веке появляются нашитые на ткань целые жемчужные нити.
    В 17 веке этот вид шитья приобретает особую пышность.

Одежда знати на Руси поражала иностранцев искусством выполнения и обилием драгоценностей.

Когда «руки из того места», или работы вышивальщиц для русской церкви в Оружейной палате.
Оружейная палата. фото автора


Посол германского императора Максимилиана Г. Кобенцель так передавал свои впечатления от приема, устроенного Иваном IV: «В жизнь мою не видал я вещей драгоценнейших и прекраснейших! В минувшем году видел я ко­роны, или митры, святейшего нашего господина в замке св. Ангела. Видел корону и все одеяние короля католи­ческого, равно как и великого князя Тосканского; ви­дел многие украшения короля Франции и его импера­торского величества как в Венгерском королевстве, так и в Богемии и других местах. Поверьте же мне, что все сие ниже в малейшей части сравниться не может с тем, что я здесь видел».

Интересно, не утратили русские мастерицы-вышивальщицы своего умения? Передали из поколения в поколение?

Дополняйте, обсуждайте и комментируйте. Уверена, у вас есть чТо сказать!
Подписывайтесь на канал, если не подписаны, этим вы меня поддерживаете на написание новых историй!

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

911 – карма
Позиция в рейтинге – 225
Комментарии